Прямой и косвенный экономический эффект достигает астрономических масштабов. Крупные агентства: их заслуги нужно признавать и оказывать им поддержку. «K-pop сейчас — это одновременно и возможность, и кризис».
Сегодня все понимают, насколько важна роль бизнеса в экономическом росте страны и повышении конкурентоспособности промышленности. Поэтому и оценка предпринимателей изменилась до неузнаваемости. В прошлом, вплоть до 80-90-х годов, основатели крупных конгломератов ассоциировались с образом неких злодеев-капиталистов. Критика в адрес больших корпораций была способом прослыть интеллектуалом-оппозиционером или смелым журналистом.
Однако после 2000-х годов, когда наша страна вошла в ряды развитых держав, роль бизнеса была переосмыслена. Стало ясно, что именно они сыграли ключевую роль в экономическом росте Кореи. Появилось много людей, которые признавались, что испытывают гордость, видя за границей бренды корейских компаний.
Когда мир вступил в эпоху глобализации и безграничной конкуренции и стало известно, что другие страны активно поддерживают свой бизнес, в Корее также стали громче звучать голоса о необходимости поддержки предпринимательской деятельности. Недавно, на фоне цифровой революции, когда другие страны начали вкладывать астрономические суммы в свои IT-компании и отменять регуляции, у нас тоже заговорили о том, что нельзя отставать.
Особенно выросла положительная оценка предпринимателей первого поколения, создавших крупные экспортные компании, которые приносили в страну иностранную валюту, в отличие от тех, кто работал на внутренний рынок. По правде говоря, тот факт, что в прошлом этих бизнесменов безоговорочно демонизировали, был странным. Возводить их в ранг абсолютного добра — это, конечно, перебор, но объективно оценивать и чтить их заслуги — правильно и полезно для будущего.
Однако сегодня, в наше время, к предпринимателям, которые с нуля создали экспортный бизнес и сотворили миф о взрывном росте национального бренда Кореи, относятся слишком предвзято. И это даже не предвзятость, а настоящая демонизация и непрекращающиеся нападки. Речь идет об основателях крупных K-pop агентств.
Мировой успех корейской поп-музыки — это чудо, которого никто не мог себе представить. Металлургия, полупроводники, судостроение — всё это, безусловно, чудеса, но ослепительный рост корейской поп-культуры — это еще более поразительное «чудо из чудес». То, что развивающаяся страна может усердно работать на заводах и производить качественные товары, еще укладывается в рамки воображения. Но то, что культуру этой страны будет боготворить весь мир, — это было за гранью фантазии.
Именно это и совершила корейская K-pop индустрия. А во главе этой индустрии стояли крупные агентства и их основатели. Ли Су Ман из SM Entertainment, Ян Хён Сок из YG Entertainment, Пак Джин Ён из JYP Entertainment, Бан Ши Хёк из HYBE — вот главные герои этого чуда.
В первой половине 2021 года доля внутренних продаж HYBE составляла всего 24,96%. Всё остальное — это зарубежные доходы. И сегодня, разумеется, большая часть прибыли поступает из-за рубежа. Если к этим прямым доходам добавить прямой и косвенный экономический эффект — привлечение туристов, продвижение корейской культуры в целом, повышение лояльности к корейским товарам, — то итоговая сумма будет астрономической.
Этих людей следовало бы награждать медалями, но вместо этого на родине они превратились в «мальчиков для битья». Когда-то SM Entertainment считали источником всех зол, а бывшего продюсера Ли Су Мана недооценили и, по сути, выгнали из собственной компании. Эстафету демонизации подхватили YG Entertainment. Безосновательно распространялись конспирологические теории о том, что YG Entertainment стоит за скандалом с клубом «Burning Sun». Люди, которые обычно критиковали агентство за контроль над личной жизнью артистов, после скандалов, связанных с этой самой личной жизнью, начали обвинять YG Entertainment в том, что они недостаточно контролировали своих артистов. Их критикуют в любом случае.
В наши дни апогеем демонизации стали HYBE и Бан Ши Хёк. Добившись самого ослепительного успеха и величайших заслуг, они столкнулись с самым жестоким принижением, если не сказать ненавистью. Как только начался конфликт с Мин Хи Джин, многие СМИ огульно начали обвинять HYBE, заявляя, что проблема кроется в их мультилейбловой системе. Когда участницы NewJeans выдвинули сомнительные утверждения о несправедливом обращении, якобы услышав неприятные слова от менеджера другого лейбла, СМИ и даже некоторые депутаты без разбора набросились на HYBE с критикой. Вдобавок ко всему, начали распространяться абсолютно беспочвенные конспирологические теории о связях с псевдорелигиозными культами, и публика начала огульно атаковать HYBE и Бан Ши Хёка.
В такой обстановке деятельность крупных агентств неизбежно будет подавляться. Это также негативно скажется на доверии артистов к своим компаниям, что, в свою очередь, приведет к нестабильности всей K-pop индустрии.
Проблема в том, что до сих пор существует предрассудок, согласно которому крупные агентства — это не что иное, как «ось зла». Из-за этого СМИ и парламент рассматривают их исключительно как объект для критики и регулирования. Так и сложилась практика: как только возникает какая-либо проблема, связанная с крупным агентством, его начинают «топить» по умолчанию.
Конечно, крупные агентства — не абсолютное добро. Подобно тому, как корейские компании в прошлом, в период слабого развития, прошли через множество незрелых этапов, постепенно налаживая системы и в итоге обеспечив модернизацию нашей экономики, так и наши крупные агентства, испытав на себе влияние отсталых стандартов индустрии в прошлом, быстро реформировались и сейчас ведут K-pop к глобализации. В таком случае их нужно не только постоянно бить, но и поощрять, и поддерживать.
HYBE, которые сегодня подвергаются наибольшей критике, находятся на переднем крае повышения конкурентоспособности K-pop. Бан Ши Хёк, как генеральный продюсер, руководил проектом под названием BTS
и достиг исторического успеха. Он — главный герой глобализации K-pop. Он определял стиль, направление деятельности и даже участвовал в создании песен BTS. Уже одно это — монументальное достижение, но то, что он смог подняться на новый уровень, — поистине удивительно. Он сумел превратить успех BTS в устойчивую «систему», обладающую международной конкурентоспособностью. Он внедрил мультилейбловую систему, не зависящую от одной группы. Благодаря выходу на международный рынок он также добился успеха с группой KATSEYE.
В нормальном обществе, видя такие легендарные достижения, задавались бы вопросом: «Как нам отблагодарить и поддержать этих людей?». Но наше общество, наоборот, только нападает. Как это понимать? К другим крупным экспортным компаниям относятся с учетом как светлых, так и темных сторон, но в случае с K-pop агентствами, как правило, видят только тень. Разумеется, если есть юридические споры, нужно дождаться результатов расследования или решения суда. Проблема в том, что даже в таких случаях СМИ и общественность заранее клеймят их как отъявленных негодяев и начинают с обвинений. К ним относятся почти как к врагам.
Юридические вопросы — это то, о чем можно будет судить после вынесения вердикта. Но независимо от этого, необходимо четко признавать заслуги крупных агентств и оказывать им должную поддержку. Это приведет к укреплению конкурентоспособности нашего K-pop. Поддержка предприятий в стратегически важных отраслях считается само собой разумеющейся, но крупные K-pop агентства почему-то из этого правила исключены.
Недавно президент Ли Джэ Мён заявил: «Мы создадим гордую культурную державу», пообещав усилить поддержку. Глава администрации президента Кан Хун Сик сказал: «Начинается эра Халлю 4.0», и «это может быть уникальная возможность, которая больше не представится». Министр культуры, спорта и туризма Чхве Хви Ён говорил об «эпохе K-культуры стоимостью 300 триллионов вон». Корейское агентство креативного контента утверждает, что «сейчас K-контент пытается стать глобальным стандартом или мейнстримом», и подчеркивает необходимость стратегии «Next K».
Все эти разговоры свидетельствуют о широком признании важности K-pop, однако сегодня K-pop оказался в ситуации, которая может быть как возможностью, так и кризисом. Эпоха, когда Корея монополизировала K-pop, подходит к концу, и на сцену активно выходит иностранный капитал. Тот же «K-pop Demon Hunters» (Кей-поп-охотницы на демонов) — это уже продукт иностранного капитала. Настало время для серьезной конкуренции с зарубежными инвесторами.
В такое время особенно важны поддержка и поощрение отечественных крупных агентств, которые выполняют роль авангарда. Поскольку они демонстрируют невероятную силу, повышая ценность всего национального бренда, им необходима поддержка на государственном уровне. Когда речь заходит о поддержке, обычно думают только о чистом искусстве или некоммерческих жанрах, но необходимо изменить мышление и понять, что крупные агентства также должны быть объектом поддержки. Внутри страны они могут казаться гигантами, но на мировой арене они всего лишь новички. Они еще не стали абсолютными гегемонами, которых нужно только сдерживать. Мы должны мудро поддерживать то чудо, которое создали SM Entertainment, YG Entertainment, JYP Entertainment и HYBE, чтобы оно могло расти и воспроизводиться.
Алекса © YesAsia.ru